Форма входа

Категории раздела

Часики

Поиск

Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:02:24

Логин: Гость
ID: 0
Вы здесь: -й день
Ваш IP:3.134.81.206
Профиль
Список пользователей
Изменить информацию
Отправить сообщение
Читать ЛС ()


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Вопросики

Оцените мой сайт

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 18
Обсудить опрос на форуме

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Sasori
Понедельник, 29.04.2024, 02:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Научно-Филосовские труды

В чем смысл жизни?
«Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл». Л. Толстой

Для того, чтобы ответить на столь сложный и всеобъемлющий вопрос, в первую очередь я спросил у себя: в чем же смысл моей жизни? Прежде всего в голову пришли банальности типа: «заработать денег», «нарожать детей», «посадить дерево». Да, это великие – и в прямом и в переносном значении – истины, но это скорее не смысл жизни человека, а средства достижения некоего смысла.
Я стал думать серьезнее. Итак, на данный момент смысл моей жизни состоит из многих мелких причин, самые яркие из которых: проложить себе путь в будущее (учиться, познавать, связывать все это и консервировать в памяти), создать в этом будущем плацдарм (все усвоить и научится использовать). Так же в моей жизни очень ярко проступило желание наконец-то таки достигнуть 70-го уровня в сетевой игрушке ВоВ, научиться нормально мешать краски, уйти от подлого и приставучего трехстопного ямба в своих стихотворениях, скачать песни группы, которых нету на больших сайтах, а на мелких тяжко искать, ет цетера.
Таким образом я могу точно сказать: жизнь человека состоит из массы маленьких желаний и целей и нескольких больших Целей. Но вот я не смогу сказать свою цель, ведь пока, слава Богу, не случалось в моей жизни ничего такого парадоксального, от чего все бы полетело кувырком, от чего бы сформировалась эта Цель. (Громко стучу по ножке стула и для подстраховки по голове) у меня никто не пропадал в семье, я не ищу убийцу, я не ношу ребенка человека, который мне дорог, я не являюсь единственным мостом между Землей и другой Цивилизацией. Я – обычный человек со своими желаниями, которые и составляют смысл моей жизни. Но коль скоро вы задали такой вопрос, то я – не единственный, кто озабочен поисками смысла жизни.
Обратимся же к Великой Мировой Сети, иначе ВВВ, или что я нашла по ссылке «в чем смысл жизни»:
По первой ссылке в Яндексе вылез сайт, который полностью завален размышлениями на эти вопросы-с. Тут есть и Цитата Толстого (вверху), и Психологические Исследования Онлайн, и Правдивые Опросы. Иначе говоря, это научный сайт, и человек провинциальный и «неокунутый» в тайны философии тут ничего не поймет, а что и поймет, в том запутается.

Итак, смысл жизни по-философски:
«Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами – о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности etc.»...
Вместо того, чтобы разобраться, похоже, я окончательно запуталась. Оптом не выходит. Попробуем в розницу. То есть разбросаем идею по измерениям, по крайней мере по времени и пространству. Для начала, как это делают все философы и не-философы, обратимся к мудрейшей античности.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики — в избегании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики – в жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор – в научном знании совершенного числа души; Метродор – в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.
До XVII века европейская философская мысль базировалась на теологической базе, заложенной Блаженным Августином и Фомой Аквинским. В Учении Августина конечную цель человеческих устремлений составляет блаженство. Оно заключается в познании Бога. Отсюда смысл человеческой жизни «во Христе» в единении с Богом в «царстве Божьем».
XVII-XVIII век кроме расцвета науки принес ослабление влияния церкви и христианской этики. Постепенно как и в античной философии, вновь появиляется разнообразие в воззрениях на смысл жизни в различных философских системах. Кант видел смысл жизни в следовании принципам нравственного долга, Фейербах — в стремлении к счастью на основе всеобщей любви людей друг к другу, Маркс и Энгельс — в борьбе за коммунистические идеалы, Ницше — в «воле к власти», английский философ XIX века Милль — в достижении выгоды, пользы, успеха.
Идеалистические и особенно христианские религиозные учения, позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева, Франка, Соловьева, Трубецкого и др. вопрос о вере в бога становится главным условиям наличия смысла жизни. В то же время в материалистической философии, где человеческая жизнь конечна и за ее порогом ничего нет, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и в полный рост встают сложно разрешимые этические проблемы.
Особо следует отметить роль экзистенциальной философии, которая берет начало в творчестве Сьерена Кьеркегора. В XX веке Сартр, Камю, Хайдеггер, Ясперс и др. рассматривают «жизнь как бытие к смерти». Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Таким образом, в экзистенциальной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла. Другим важным постулатом экзистенциализма является отрицание универсального смысла, смысл жизни может быть только уникальным, как уникальна человеческая индивидуальность.
О! Похоже, из всех философских течений мне не как философу, а как личности (растущей, формирующейся, ищущей) подходит только одно, последнее. Видимо, вся предыдущая философия искала смысл жизни Человека как составляющего Человечества, то есть Человека Вообще. А я хочу найти смысл для себя лично. Найти, понять и реализовать свою уникальность, неповторимость, своеобразие.

Смысл жизни с точки зрения психологии:
Вопросы смысла и бессмысленности наиболее серьезно проработаные в рамках экзистенциальной философии, феноменологии, герменевтики, стали основой для создания экзистенциальной психологии.
Рассмотрение вопросов "смысла" встречается в психологии еще со времен психоанализа З.Фрейда. Фрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".
Проработка вопроса о смысле жизни в психоанализе, начатая Адлером, нашла продолжение в работах К.Г. Юнга. Для Юнга поиск смысла жизни - специфическая человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным". Однако в качестве основного источника индивидуальных смыслов Юнг указывает прежде всего надсознательные архетипы.
Из экзистенциалистов одним из первых смысл жизни рассматривает К.Ясперс, трактуя его как актуальное переживание, специфически присущее человеку внутреннее восприятие психических взаимосвязей, происходящее благодаря определенной внутренней работе.
Смысл жизни - основное понятие экзистенциального анализа В. Франкла. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциального вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д.
Понятие смысла является одним из центральных в работах всех представителей экзистенциально-гуманистической школы (Дж. Бьюдженталь, Р.Мэй, В.Ялом). Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни. Попытки отказаться от себя, выбора, подчинение страху перед неизвестностью и неопределенностью себя приводят к потере контакта с "внутренним Я", утрате смысла и экзистенциальной тревоге.
В российской психологической науке проблематика смысла детально разрабатывается в рамках "вершинной психологии" Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других современных подходов.
О-о! Похоже, я таки да, на досуге почитаю кое-что из этого самого экзистенциализма.

В религии, да:
Древнейшая концепция смысла жизни известна из ветхозаветной книги Екклисиаста. Ее лейтмотив: «всё суета сует и нет ничего нового под солнцем…Что пользы человеку от всех трудов его... Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки...» Екклисиаст подчеркивает нелепость и суетность человеческой жизни. Все, ради чего может жить человек, – любовь, власть, труд, материальные блага, – не имеют смысла, потому, что «один конец ожидает всех… Одинакова участь праведника и грешника, доброго и злого, чистого и нечистого, добропорядочного и негодяя, честного и клятвопреступника». Исходя из этого, земная жизнь человека лишена какого бы то ни было конечного смысла. Впечатления о суетности и бессмысленности жизни усиливается рассуждением Екклисиаста в конце книги о неизбежности смерти и сомнений в наличии бессмертия: «участь сынов человеческих и участь животных - ... одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом ... всё произошло из праха и всё возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх?»
Однако финал книги Еклисиаста, дает ключ к пониманию смысла существования для религиозного человека: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и всё тайное, хорошо оно, или худо». И хотя считается, что эта фраза появилась в книге при позднейшем редактировании, она повторяет ранние источники «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо» (Второзаконие, 10:12). Из этого исходят толкования вопроса о смысле жизни в иудаизме.
Христианская концепция смысла жизни появляется в ранних трудах Блаженного Августина. В его «Исповеди» смысл жизни человеческой – в Боге, который, создал человека «для Себя». Не в том смысле, что Бог нуждался в человеке, а в том, что смысл человеческого бытия заключается в пребывании с Богом - духовном росте, нравственном усовершенствовании, приближение к Замыслу Божиему о человеке. По исходе из жизни земной в жизнь вечную человек обретет то, к чему стремился: либо то пребывание с Богом, либо отвержение от Него в результате неправедной жизни.
Значительное влияние на современную христианскую концепцию смысла жизни оказали работы представителей религиозного направления экзистенциализма (Марсель, Бубер, Тиллих) а так же работы русских философов XX века - (Бердяев, Шестов, Франк, Трубецкой). В этих работах показывается не только возможность и направление обретения смысла жизни, но и то, что личная вера и упование на Христа не может избавить от экзистенциального кризиса – ощущения бессмысленности земной жизни. Так Е.Н. Трубецкой в книге "Смысл жизни" сравнивает обыденный земной ход жизни с горизонталью, а стремление души к недосягаемым высотам, к Богу, к абсолютному смыслу бытия - с вертикалью. На пересечении этих линий - на "экзистенциальном кресте" испытывается человеческое бытие.
О-о-о! Начинала искать в теологии, но опять нахожу в экзистенциализме!

Ученых мы послушали. А что же скажут братья-литераторы?
Высшая задача таланта своим произведением
дать людям понять смысл и цену жизни.
В. О. Ключевский
Искусство и в особенности литература, к чему бы они не обращались, даже отрицая человеческое, по самой своей сути всегда стоят перед вопросами: «Что есть жизнь?», «Что есть человек?» «В чём содержание, цель, ценность и смысл человеческой жизни?». Наконец, «Как жить?». Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой - центральные вопросы всей литературы.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты нам дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Может быть, эти неизбежные вопросы заложены в единой сущности жизни и творчества, стоящей на пустоте, неизвестности, и в то же время истинной, неповторимой, не выводимой из прошлого, но устремлённой в будущее. Неслучайно критик, литературовед, культуролог и социолог Иванов-Разумник типологизирует художников по способу ответа на философский вопрос о смысле жизни.
Л. Н. Толстой в своей «Исповеди» подчеркивает: «мне нужно знать смысл своей жизни, а то, что она есть частица бесконечного, не только не придаёт ей смысла, но уничтожает всякий возможный смысл». Для него неприемлемы известные в естественных науках определения, сводящие многообразие человеческой природы к биологическому или социальному существованию. Куда более истинной ему кажется простая вера народа, мудрость которой заключается в благодати повседневной деятельности. В итоге он приходит к тому, что только религиозная вера позволяет раскрыть перед человеком смысл его жизни, направляет его на путь совершенствования себя и общества.
В философии Ф.М. Достоевского вопрос о смысле жизни неоднократно ставится со всей силой своей противоречивости, заостренной до самоубийства. Инженер Кирилов в «Бесах» восклицает: «Неужели ты не понимаешь, что из-за этого одного можно выстрелить в себя?» Вопрос о смысле жизни для Достоевского также со временем превращается в вопрос о Боге: «Ни служение маммоне, ни прогресс науки и техники, ни просвещение, ни свобода не делают человека счастливым, всё это стяжательство и оскудение духовной жизни человека».
Кризис европейской культуры, сопровождавшийся развалом религиозного сознания и появлением антиэтики Шопенгауэра и Ницше, а также формирование индустриального общества с его рационализмом и нивелировкой личности с новой силой актуализируют бессмысленность человеческой жизни. Этот кризис ярко отражен в работах А. Камю, утверждавшего, что мир абсурден и не имеет высшего смысла, но «кое-что в нём всё-таки имеет смысл, и это человек, поскольку он один смысла взыскует». Может быть именно поэтому философы и писатели, ищущие ответ на вопрос о смысле жизни, так или иначе обращаются к психологии, как Ж.-П. Сартр с его знаменитым «Очерком теории эмоций». В свою очередь, многие психологи-экзистенциалисты цитируют писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого в своих трудах, а психотерапевт Ялом сам становится великолепным беллетристом.

Среди всех попыток определить суть и смысл жизни, научных, философских, религиозных путей, творчество – зачастую является самым точным отражением духовного пути Человека со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом - и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.
Так может, смысл жизни в том, чтоб жить? Но не как высшее животное, а как минимум Низшее Божество.

Категория: Мои статьи | Добавил: ‡Flash‡ (21.12.2010) | Автор: Никита E W
Просмотров: 1189 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]